07.09.2020
В целях установления единых правил применения требований пожарной безопасности, а также в связи с тем, что положения п. 61 Правил противопожарного режима [1] не дают однозначного ответа на перечисленные выше вопросы, специалистами института подготовлена настоящая статья с разъяснением некоторых положений по организации проведения проверки работоспособности СПЗ.
Положения п. 61 Правил противопожарного режима [1] позволяют руководителю организации провести проверку работоспособности СПЗ силами специально-подготовленного персонала и (или) – обратиться в специализированную организацию в установленном порядке. Если руководитель организации планирует самостоятельно проводить проверку работоспособности СПЗ силами специально-подготовленного персонала, лицензия МЧС не требуется, о чем свидетельствуют решения судов и соответствующее разъяснение МЧС России [5]. При этом руководителю организации достаточно выполнить следующие условия:
- обеспечить подготовку персонала;
- иметь в наличии оборудование, инструменты, технические средства, в том числе средства измерения, для проведения проверок работоспособности СПЗ, принадлежащие на праве собственности или ином законном основании, и отвечающие установленным требованиям.
Факт прохождения персоналом соответствующей подготовки должен быть подтвержден документом, свидетельствующим о готовности персонала квалифицированно осуществлять работы по проверке работоспособности СПЗ, выданным уполномоченной организацией в установленном порядке.
В случае привлечения к проведению проверок работоспособности СПЗ сторонней организации, ей необходимо иметь соответствующую лицензию МЧС России. Наличие лицензии МЧС России на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, дает право ее обладателю (подрядчику), проводить проверки работоспособности СПЗ, как при проведении технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта названных систем, так и вне рамок выполнения таких работ по заданию руководителя организации (заказчика), посредством заключения соответствующего договора подряда между ними.
Следует помнить, что согласно разъяснениям МЧС России [6] при заключении договоров на техническое обслуживание и ремонт СПЗ, лицензиату необходимо проводить их обследование на предмет соответствия нормативным документам по пожарной безопасности. В случае выявления нарушений, о них необходимо уведомлять собственника объекта защиты, а также отражать в соответствующем акте обследования.
Также ошибочным является мнение о том, что положения ГОСТ Р 57974– 2017 [4] обязательны для исполнения в части проведения проверок работоспособности СПЗ с участием специалистов (экспертов-аудиторов), состоящих в штате организации или на договорной основе с привлечением юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, обладающих необходимой компетенцией, подтвержденной в системе добровольной сертификации, зарегистрированной в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии. В соответствии с Федеральным законом «О стандартизации в Российской Федерации» [7] положения данного стандарта применяются исключительно на добровольной основе, следовательно, неисполнение требований указанного документа не может квалифицироваться надзорными органами МЧС России как нарушения обязательных требований, о чем сказано в разъяснениях МЧС России [5].
Помимо этого, необходимо добавить, что для проведения руководителем организации самостоятельной проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки) и ежеквартальной проверки и осмотра огнетушителей в соответствии с пунктами 21 и 478 Правил [1], лицензия МЧС России также не требуется. Данное мнение подтверждается ответом МЧС России, подготовленным в рамках Докладов по результатам обобщения правоприменительной практики органов государственного надзора МЧС России с руководством по соблюдению обязательных требований [9, 10].
Обобщенный информационный материал, подготовленный в рамках настоящей статьи в целях установления единых правил применения требований пожарной безопасности, может оказать руководителям организаций и гражданам необходимую информационно-методическую поддержку при выполнении норм пожарной безопасности и использоваться ими при организации проведения проверок работоспособности СПЗ для:
- сокращения материальных издержек, связанных с проведением упомянутых проверок;
- эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов на содержание системы обеспечения пожарной безопасности;
- обеспечения требуемого уровня пожарной безопасности на объектах защиты.
Список литературы
1. О противопожарном режиме: постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 (вместе с «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации»).
2. О лицензировании отдельных видов деятельности [Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ: принят Гос. Думой Фе-дер. Собр. Рос. Федерации 22 апр. 2011 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 27 апр. 2011 г. (в ред. Федер. закона от 18.02.2020 г. № 21-ФЗ). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений: постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1225.
4. ГОСТ Р 57974–2017. Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования (утв. Приказом Росстандарта от 21.11.2017 № 1794-ст).
5. Об использовании ГОСТ Р 57974-2017 «Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования»: письмо МЧС России от 28.05.2018 № 48-2644-19.
6. О необходимости проведения обследования противопожарных систем при заключении договоров на техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений: письмо МЧС России от 29.01.2014 № 19-1-13-310.
7. О стандартизации в Российской Федерации: [Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации от 29.06.2015 г. № 162-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 19 июня 2015 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 24 июня 2015 г. (в ред. Федер. законов от 05.04.2016 г. № 104-ФЗ, от 03.07.2016 № 296-ФЗ). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
8. О приостановлении действия национального стандарта Российской Феде-рации: приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 17.05.2019 № 202-ст.
9. Доклады по результатам обобщения правоприменительной практики органов государственного надзора МЧС России с руководством по соблюдению обязательных требований за 2017 год (утв. МЧС России 20.04.2018). 10. Доклады по результатам правоприменительной практики органов государственного контроля (надзора) МЧС России с руководством по соблюдению обязательных требований (утв. МЧС России 30.07.2017).